Передовые инженерные школы обеспечат опережающую подготовку кадров

Реализацию федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) обсудили руководители Минобрнауки России, ректоры, отраслевые и промышленные эксперты, представители всех 30 передовых инженерных школ. Дискуссия состоялась в рамках семинара-совещания в Набережных Челнах. Спикеры акцентировали внимание на вопросах взаимодействия школ с индустриальными партнерам, обеспечения гибкости образовательного процесса. ПИШ Томского политеха представил директор Института развития инженерного образования Романа Лаас.

Томский политех — участник федеральной программы «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В вузе в 2022 году создана ПИШ «Интеллектуальные энергетические системы», по итогам минувшего года ПИШ Томского политеха стала одной из лучших в стране. ПИШ работает с кросс-отраслевыми технологиями и цифровыми решениями, которые могут быть внедрены в разных направлениях ТЭК — в атомной энергетике, классической электроэнергетике, нефтегазовой, угольной отраслях, а также занимается подготовкой кадров. Обучение здесь ведется по программам магистратуры и дополнительного образования.

В пленарной части семинара-заседания с докладами выступили руководители Передовых инженерных школ. В обсуждении приняли участие Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, Раис Татарстана Рустам Минниханов, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, гендиректор ПАО КАМАЗ Сергей Когогин и губернатор Томской области Владимир Мазур.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков призвал руководителей передовых инженерных школ сконцентрироваться на более масштабных задачах, определяющих результативность реализации проекта, а также образ будущего инженерной специальности.

Возможности, предоставляемые федеральным проектом, не ограничивают университеты развитии проекта, все предложения вузов Минобрнауки России готов рассматривать и конструктивно обсуждать. Мы будем регулярно проводить подобного рода мероприятия и совместно находить решения, которые позволят совершить прорыв в развитии инженерных школ,

— подчеркнул Валерий Фальков.

Глава ведомства отметил, что ключевые задачи, на которых должны сфокусировать внимание передовые инженерные школы, связаны с формированием современного набора компетенций выпускника ПИШ, которые будут соответствовать запросам со стороны индустриальных партнеров.

Директор Института развития инженерного образования Томского политеха Романа Лаас отметил важность формирования стратегии развития ПИШ:

«Сегодня нашим стейкхолдерам нужны такие инженеры, завтра им будут нужны другие инженеры. И формирование стратегии развития позволяет нам быть гибкими и действительно адаптироваться к новым задачам. Более того, мы понимаем, что стратегия и управление изменениями – это процесс непрерывный».

По словам председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Кабышева новый мир могут создавать именно инженеры, в связи с этим необходимо заинтересовать молодежь инженерным образованием.

«Главная задача, которая перед нами стоит, – это в короткие сроки сделать так, чтобы молодежь заинтересовалась инженерным образованием и реальный сектор экономики, получил квалифицированные кадры. Проект “Передовые инженерные школы” действительно является флагманским, и он дает нам не только большие надежды, но и уверенность в том, что успех будет за нами. Сегодня инженерное образование должно стать лидером среди всех других сфер образования», – резюмировал Сергей Кабышев.